ПСИХОЛОГИЯ

Синдром спасателя: как перестать работать за других

Чувствуете, что работаете больше остальных? Подумайте, откуда берется у вас доборная работа. Может быть, предпосылкой служит синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) спасателя, а может, вы просто не умеете гласить «нет». Как научиться ценить свое время и расставлять границы, «Вечерней Москве» поведала психолог Ксюша Аверс.

Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

— Работать больше остальных и принимать на себя чужие обязанности можно по двум причинам. 1-ая идет из окружения, из вашей компании, от вашего начальства и коллег. А 2-ая заключается снутри вас. В этом случае решить вопросец может работа над собой, — объяснила спец.

Видео денька

Причина в окружении

В неких компаниях нет точных обязательств, которые распределены меж сотрудниками. И они начинают спихивать работу друг на друга. При этом это быть может в виде просьбы о помощи либо «дедовщины», когда «старенькые» сотрудники указывают новеньким.

Вот несколько признаков того, что вы стали жертвой схожих действий:

  • для вас поручают доп задачки;
  • вы задерживаетесь и работаете сверхурочно;
  • какая-то часть работы не оплачивается;
  • коллеги садятся для вас на шейку и повсевременно требуют о помощи.

Поменять обычную для компании корпоративную «культуру» в одиночку не получится. Самый обычной вариант — поменять работу. Но можно испытать и удержаться в должности.

В этом случае для вас нужно верно выстраивать личные границы и мягко отказывать всякий раз, когда на вас пробуют повесить работу. Создать это таковым образом, чтоб не попортить дела в коллективе, весьма трудно. Опасайтесь позиции агрессора и фрустрации, также проф выгорания.

Причина снутри тебя

Но если вопросец не в окружении — время выискать предпосылки в самом для себя. Их тоже быть может несколько.

Низкая самооценка. Часто мы добровольно помогаем иным людям, желая им приглянуться. Это происходит с теми людьми, чья самооценка занижена: таковым образом мы пытаемся обосновать для себя и окружающим, что мы отличные спецы либо просто отзывчивые люди.

Но правда в том, что ваше свита скоро привыкнет к такому положению дел и не станет замечать добрые поступки. А может, даже начнет добавлять для вас работу, думая, что для вас это нравится.

Отсутствие личных границ. Когда у вас задачи с личными границами, скорее всего, вы взгромоздите на себя максимум чужих обязательств. И не поэтому, что для вас так охото, а поэтому, что просто не умеете гласить «нет».

Отсутствие личного места возникает еще в детстве. Это происходит в те моменты, когда предки очень усердно учат нас быть частью коллектива, уважать окружающих, хлопотать о их. В этот момент мы задвигаем свои интересы на 2-ой план и начинаем мыслить больше о остальных. Но таковым образом весьма трудно быть счастливым человеком. Ведь вы будете без утомились работать за окружающих, большая часть из которых этого не ценит, выгорать и уставать.

Как верно отказать человеку, чтоб не попортить дела? Никогда не гласите просто «нет». Постарайтесь разъяснить просящему, почему так происходит. К примеру: «Я на данный момент не могу, у меня много собственной работы». Адекватный человек усвоит, что вы просто не сможете на данный момент ему посодействовать, даже если и желаете.

Огромные цели. Если вы ставите впереди себя цели, связанные с трудовой деятельностью (к примеру, вырасти по карьерной лестнице), то невольно берете на себя чужую работу. Это хорошо, если вы желаете выделиться из толпы и показать себя начальству в неплохом свете.

Да и тут есть собственный недочет. Взваливая на себя чужую работу, вы сможете понизить свойство собственной. Это может произойти неосознанно из-за вялости. Либо же вы преднамеренно будете спешить. В таком случае на вашей трудовой деятельности это отразится плохо.

Как не делать брать чужую работу — советы спеца:

  • Делайте то, что находится в вашей зоне ответственности.
  • Знайте свои обязанности и делайте их сначала.
  • Доборная работа — лишь в свободное время и по желанию.
  • Используйте должностные аннотации. Зафиксируйте собственный функционал в письменном виде и верно следуйте правилам.
  • Знайте ценность собственной работы и обучайтесь созидать ее свойство. Так ли ваша работа хороша? Вы должны осознавать, какой итог предлагаете собственному работодателю.
  • Делите личные ценности и ценности компании. Если ваши собственные интересы идут вразрез с интересами компании, выбирайте свою сторону.
  • Защищайте личные границы. «Отрастить зубы» бывает тяжело, но это весьма помогает уйти от излишней работы. Не хочешь взгромоздить все на свои плечи? Просто скажи «нет».
  • Личные и рабочие дела должны быть разбиты. Даже если вы дружите со своими сотрудниками, это не повод делать их работу. На рабочем месте дела должны быть рабочими.
  • Проявляйте инициативу в рамках вашей ответственности. Не стоит давать что-то новое для чужих отделов либо остальных служащих.

Помните, что излишек работы — это прямой путь к выгоранию, вялости, депрессии. Лучше не доводить себя до такового состояния, чем позже безвыходно лечиться. Любите себя, и окружающие к для вас потянутся. Для этого совершенно не непременно быть «комфортным» человеком.


источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»